Люди нередко сталкиваются с ситуацией, когда их диагноз разглашают посторонние люди.
Здесь важно понимать, что за такие действия в нашей стране существует уголовное преследование и не только по ст. 178 УК РБ - разглашение врачебной тайны людьми, которые получили эту информацию в результате служебной деятельности, но и в том случае если подобная информация разглашается знакомыми, друзьями, соседями.
Эта история – один из примеров, с которыми сталкиваются в своей работе параюристы организации «Люди ПЛЮС». Суть в том, что если диагноз человека с ВИЧ (как и с другим диагнозом) вопреки согласию раскрывают другие люди, обидчиков можно привлечь к ответственности по закону.
Неприятности Елены* начались после того, как она решила расстаться с партнером. Придя к нему домой, чтобы собрать личные вещи, она столкнулась с оскорблениями со стороны его семьи. Дело закончилось нанесением побоев девушке и в итоге дошло до суда. Во время заседания мать бывшего партнера Елены прямо в зале суда снова начала её оскорблять, используя, в том числе слова вроде «вичовая», то есть, женщина буквально распространила личную информацию при посторонних.
Елена не знала, как защититься, но и отпускать ситуацию не хотела. Тем более, женщина, оскорбившая ее в суде, продолжала распространять нелицеприятные вещи, в том числе рассказывать о том, что у Елены ВИЧ.
Обратившись за помощью к нашим параюристам, Елена узнала, что за подобного рода действия мать бывшего партнера можно привлечь к ответственности по ст. 179 УК РБ – распространение информации о частной жизни.
Сотрудники РОО «Люди ПЛЮС» провели консультацию и объяснили девушке, какие меры нужно принять, чтобы пресечь в отношении себя действия, нарушающие законные права и интересы. Так, с помощью параюристов было составлено заявление на оскорблявшую Елену женщину, сотрудники органов милиции начали досудебную проверку. Наши юристы практически не сомневаются в том, что обидчице придется понести наказание: на руках у защитников есть аудиозапись из зала суда. К работе над делом подключился и адвокат, который в случае необходимости представит интересы Елены в суде.
Весь этот путь – от досудебной проверки до будущего финального окончания дела – параюристы нашей организации проходят вместе с героиней этой истории: консультируют, сопровождают в РОВД, оказывают всестороннюю помощь.
Несмотря на то, что дело ещё не закончилось, мы приводим в пример этот кейс для того, чтобы было понятно: разглашение личной информации – наказуемое деяние. Тем более, если подобные действия наносят ущерб человеку. Елена психологически очень тяжело переносит сложившуюся ситуацию: ей приходится принимать успокоительные препараты.
Если обидчик будет понимать, что за свои слова может попасть под действие уголовного кодекса, то, скорее всего, перестанет распространять личные сведения. И человек, интересы которого нарушаются, должен знать, что у него есть право защищаться.
*Имя изменено по этическим соображениям